Комитет по образованию Мингорисполкома
Управление образования администрации Фрунзенского района г. Минска

Блог гимназии № 37 г. Минска


+375-17-259-97-86 (Приемная) Email: gymn37@minsk.edu.by
РБ, 220019, г. Минск, ул. Федорова, 6

Лаборатория научных исследований

 Мультимедийная предметная лаборатория по физике создана в гимназии в 2014 году и получила название Лаборатория научных исследований.

Лаборатория предназначена для ознакомления обучающихся с современными методами исследования, применяемыми в науке, расширения знаний и обеспечения индивидуальных запросов обучающихся в их дальнейшей профессиональной деятельности, профессиональном обучении и социализации.

Приоритетная цель создания и функционирования Лаборатории научных исследований– обеспечить повышение качества образования по учебному предмету «Физика» в условиях допрофильной подготовки и профильного обучения учащихсяна III ступени общего среднего образования.

Лаборатория позволяет решать следующие задачи:

- формирование ключевых компетенций учащихся;

- развитие навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач;

- предоставление возможности учителям организовать информационно-образовательную среду для удовлетворения потребностей учащихся в ознакомлении и освоении современных технологий в области физики;

- распространение педагогического опыта в педагогическую практику.

Оснащение Лаборатории:

- материально-технические приборы, модели;

- оборудование для проведения и демонстрации опытов;

- аудиовизуальные ресурсы.

- АРМ учителя (компьютер, МФУ);

-  интерактивная доска;

- мультимедийный проектор;

- система интерактивного опроса и голосования;

- документ-камера.

Программно-методическое обеспечение:

Мультимедийные обучающие комплексы

− Медиатека по физике

− Репетитор по физике

− Видеозадачник по физике

− Уроки физики 10 класс

− Уроки физики 11 класс

− Уроки физики 5-6 класс

− Уроки физики 7-8 класс

− Уроки физики 9 класс

− ПМК "Наглядная физика 9"

− ПМК "Наглядная физика 9". Часть 3

− ПМК "Наглядная физика 9". Часть 4

− Физика. Подготовка к ЦТ

− Тесты по физике

− Физика, 7 класс. Комплект интерактивных мультимедийных схем и иллюстраций

− Физика. 8 класс

− Физика. Волновая оптика. Комплект интерактивных компьютерных моделей

− Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория

− Физика 11 класс. Квантовая физика

− Собственные мультимедийные разработки

− Аудио и видео материалы

Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы:

− Тесты по физике

− ПМК «ЗНАК»

В рамках работы Лаборатории осуществляется знакомство обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы с помощью современных цифровых устройств. Обучающиеся учатся применять современные технологии (кейс-методы работ, сетевые формы организации обучения, исследовательское обучение). Лаборатория научных исследований оснащена оборудованием для проведения и демонстрации опытов, компьютерным оборудованием и программно-методическими комплексами, а также цифровой лабораторией «Архимед», которая позволяет расширить исследовательскую составляющую деятельности Лаборатории.  Комплекс для проведения физического эксперимента иестественно-научных исследований «Архимед»  содержит:

- современную цифровую измерительную систему;

- программное обеспечение для измерения и обмена данными MultiLab;

- оборудование для проведения исследований;

- адаптированные методические материалы.

Использование данного оборудования позволяет познакомить учащихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы, с содержанием, теоретическими и практическими задачами современного естествознания; способствует эффективному развитию навыков практической работы с физическими объектами и успешному участию учащихся в конкурсах исследовательских работ.

С целью организации исследовательской деятельности учащихся по учебному предмету «Физика» в 2016/2017 учебном году внедрены «Интеллектуальные карты» – способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Их создают с целью интенсификации образовательного процесса путем применения инновационных методов обучения. Для разработки «Интеллектуальных карт» используется программное обеспечение «FreeMind»

Пример интеллектуальной картыпо теме: «Исследование неньютоновской жидкости»

Учебный эксперимент при обучении физике, будучи средством познавательной информации, одновременно является и главным средством наглядности, позволяет наиболее успешно и эффективно формировать у учащихся конкретные образы, адекватно отражающие в их сознании реально существующие физические явления, процессы и законы, их объединяющие. Учебный эксперимент является основой учебно-исследовательской деятельности учащихся. Изложение нового материала, решение задач, лабораторные работы, демонстрационный эксперимент, самообучение, внеурочные формы работы наиболее эффективны с использованием компьютерного сопровождения.

На базе Лаборатории учащиеся имеют возможность:

  • организовать научно-практические исследования;
  • изучить теорию и применять ее на практике;
  • конструировать и моделироватьфизические процессы с использованием информационно-коммуникационных технологий

Использование технических и программных инноваций позволяет учителю сделать процесс обучения интересным, динамичным и современным. Педагоги имеют возможность осваивать и внедрять программно-методические продукты, способствующие повышению качества образования, развитию и дальнейшему формированию информационной компетенции  учащихся.

При помощи системы программирования VisualStudio учителями физики разработано программное обеспечение, которое содержит методики выполнения экспериментов, моделирование процессов, происходящих в экспериментах, а также модуль, производящий обработку результатов измерений.

На базе Лаборатории научных исследований регулярно проводятся мастер-классы, семинары и практические консультации для педагогов района и города, что способствует внедрению и распространению опыта использования передовых информационных технологий в педагогическую практику.